Как составить бизнес план?

Оцените материал
(3 голосов)
Бизнес-план – это краткое, точное и понятное описание предполагаемого бизнеса. Он дает возможность в теории, без вложения денег оценить бизнес-идею, просчитать возможные варианты ее исполнения и спрогнозировать желаемый результат.
   
Некоторые начинающие бизнесмены стараются подойти к этому вопросу основательно, пытаясь продумать все до мелочей. Кто-то даже нанимает экспертов по оценке бизнеса и написанию бизнес-плана. Однако, по большому счету, этого делать не стоит. (Кроме, конечно, тех случаев, когда Вы хотите впечатлить инвесторов).
  
В нашей жизни существует слишком много факторов, на которые невозможно повлиять: рыночные условия, состояние экономики, конкуренты, скорость развития современных технологий и т.д. Поэтому не факт, что, продумывая несколько месяцев очень детальный бизнес-план, Вы им, в конце концов, воспользуетесь.
  
Ваш бизнес-план должен отражать только общую картину основных бизнес-процессов с точными и правдивыми цифрами. Этого вполне хватит для принятия решения о создании бизнеса.
  
Итак, как же правильно составить бизнес-план?
  
Чётко регламентированной структуры этого документа нет. Она определяется спецификой бизнеса. Поэтому рассмотрим основные моменты, на которые стоит обратить внимание, для оценки бизнес - идеи.
  
1. Анализ рынка.
  
1.1. Оцените перспективы и тенденции выбранной ниши, каковы возможности для роста Вашего бизнеса.
1.2. Опишите потенциальных клиентов: их пол, возраст, географическое положение, уровень дохода, предпочтения, как часто и по какой цене они готовы покупать Вашу продукцию и т.д.
1.3. Составьте предполагаемый план продаж (min-max). Укажите, есть ли сезонность в продажах Вашей продукции, когда возможен подъем и спад спроса: в будни, выходные и праздники, в разные времена года и т.д.
1.4. Найдите основных конкурентов, их плюсы и минусы.
  
2. Описание продукции или услуг.
   
2.1. Продумайте основные преимущества Вашего предложения: доступная цена, хороший сервис, эксклюзивность, уютная обстановка, уникальное оборудование, близость от центра или транспортной остановки и т.д.
2.2. Пропишите предполагаемые недостатки: узкий ассортимент, отсутствие своего помещения, высокая аренда и т.д.
2.3. Составьте список возможностей: улучшение и доработка продукции, расширение ассортимента, сотрудничество с партнерами из смешных направлений бизнеса и т.д.
2.4. Перечислите возможные угрозы: высокая конкуренция, кризис и т.д.
  
3. Производство и кадры.
  
3.1. Продумайте технологию производства: какое помещение и оборудование нужно, сколько это будет стоить, какие будут ежемесячные расходы, какие разрешительные документы понадобятся и сколько времени и денег они займут, с кем из поставщиков будете работать, на каких условиях и т.д.
3.2. Прикиньте, какие работы, в какие сроки и кто должен выполнить, каких людей стоит нанять, какая у них будет зарплата и т.д.
3.3. Посмотрите, какие бизнес-процессы можно отдать на аутсорсинг - обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области (бухгалтерия, логистика и т.д.)
  
4. План сбыта.
  
4.1. Опишите, какие каналы продвижения будете задействовать, сколько это будет стоить.
4.2. Продумайте, как будете реализовывать продукцию: онлайн (через интернет-магазин) или оффлайн (через магазин, склад и др.), собственными силами или через посредников, оптом или в розницу, по предварительным заказам (по телефону, через сайт и т.д.) или иным способом.
4.3. Пропишите условия реализации продукции: оплата по факту, предоплата или отсрочка платежа.
  
5. Финансовый прогноз.
  
5.1. Укажите сумму необходимых инвестиций и их источник.
5.2. Соберите все данные воедино и просчитайте себестоимость продукции.
5.3. Просчитайте наценку при условии конкурентоспособности цен.
5.4. Определите срок окупаемости проекта.
5.5. Составьте предполагаемые расчёты рентабельности бизнеса на ближайшее время и в перспективе (до 3-х лет).
  
6. Оценка риска и страхование.
  
6.1. Составьте список возможных рисков: повышение арендной платы, тарифов на электроэнергию, неполадки оборудования, отсутствие квалифицированных кадров и т.д.
6.2. Продумайте меры по снижению негативного последствия или предотвращения рисков.
  
7. Приложения.
  
Сюда можете включить схемы, графики, фотографии, бланки договоров и соглашений, отчёты и т.д.
  
  
И еще...
  
Начиная свое дело, помните, что самая плохая цифра в бизнесе - это единица. Один поставщик, один крупный клиент, один продукт, один продавец, один способ реализации продукции... При таком подходе Ваш бизнес может однажды развалиться.
  
Поэтому, составляя бизнес-план, всегда обдумывайте несколько способов реализации задуманного. Такая стратегия построения бизнеса позволит Вам в дальнейшем быстро реагировать на меняющиеся условия.
    
    
     

Оставить комментарий: