Томас Липтон

Оцените материал
(2 голосов)
Lipton01Томас Джонстон Липтон
1848 - 1931 гг.
   
Томас Джонстон Липтон - английский бизнесмен и создатель чая «Липтон». Он был самоучкой, торговцем, и истинным рекламодателем, опережавшим свое время. Благодаря ему чай Lipton является Всемирным Лидером - его пьют в более чем 150 странах.
 
Томас Джонстон Липтон родился в 1848 году в Шотландии, в г. Глазго. В подвале их дома располагалась миниатюрная бакалейная лавка, в которой 8-летний Томас, помогая родителям, одновременно постигал уроки бизнеса. Когда ему исполнилось 10 лет, он начал работать помощником в магазине и одновременно закройщиком рубашек на небольшой фабрике.
 
Следующий поворот в его судьбе, казалось, уводил Липтона далеко от бизнеса: он устроился юнгой на корабль, ходивший между Глазго и Белфастом. Но на самом деле, это был поворотный пункт для него. Юноша начал мечтать о дальних странствиях.
 
Зимой 1865 года, имея в кармане всего 8 долларов, Томас сел безбилетником на пароход, отплывающий к берегам Америки. В США Липтон поначалу не мог найти себе подходящего занятия. Сначала он отправился на табачные плантации Вирджинии, затем на рисовые плантации Южной Каролины, колесил по всей стране, принимаясь за любую черную и малооплачиваемую работу.
 
Повезло ему лишь спустя 4 года, когда он стал клерком в одном из преуспевающих бакалейных магазинов Нью-Йорка. Именно в это время Липтон прошел школу, которая позволила ему в дальнейшем сформулировать основные принципы своего бизнеса: грамотную систему продаж и нестандартные рекламные приемы, обеспечившие успех его бакалейным магазинам и знаменитому чайному брэнду. Особенно привлек Липтона девиз американских бизнесменов: "In God we trust, all others pay cash" - "В Бога мы верим, а за все остальное платим наличными".
 
Весной 1869 года 21-летний Томас Липтон возвратился домой.
 
Lipton04Через 2 года он открывает свою первую бакалейную лавку в Глазго.
 
В самом начале ему приходилось совмещать обязанности закупщика, кассира, посыльного, управляющего и продавца. Он закупал продукцию непосредственно у производителей, чтобы миновать посредников. Сам привозил в тележке товар с причала, сам доставлял покупки клиентам, лично наносил визиты поставщикам. Но параллельно со всеми этими делами он постоянно думал о том, как привлечь покупателей, чтобы, один раз посетив его магазин, они становились его постоянными клиентами.
 
Развитие торговли привело к тому, что в 25 лет Липтон уже владел 20 магазинами на западе Шотландии. Он сделал ставку на привлечение массового покупателя, упорно искал фермеров и оптовиков, готовых отпускать самые дешевые товары. И все это время грезил о том, чтобы провести масштабную рекламную кампанию, средств на которую у фирмы не было.
 
Липтон был вынужден целиком полагаться на свою фантазию и изобретательность. Витрины его магазинов были разрисованы забавными картинками, продукты были разложены в виде затейливых композиций. Для необычного украшения магазина специально был нанят карикатурист Уилли Локхарт. Он рисовал забавные постеры, которые менялись каждую неделю, привлекая в магазин любопытную толпу. Такой многосторонний подход не мог остаться незамеченным - в итоге днем и ночью у магазинов Липтона толпились люди.
 
Постепенно рекламные акции фирмы стали затрагивать все более широкую общественность. Специально к Рождеству 1881 года Липтон заказал в Америке самый большой в мире круг сыра. Жители Глазго выстроились в очередь, чтобы попробовать кусочек, и весь сыр был распродан за два часа.
 
Lipton03В 1885 году купил упаковочную фабрику и склады в Чикаго.
  
В 1890 году Липтон начал чайный бизнес, благодаря которому его имя известно сегодня в любом уголке земного шара. Он купил на Цейлоне 5 чайных плантаций, на которых ставил эксперименты.
 
Цель, которую поставил перед собой Липтон, была такой: чай должен быть доступным по цене и при этом хорошего качества. Поэтому он обходился без посредников, имея свои плантации и свой флот.
  
Также ему приходилось бороться с некоторыми предрассудками - в то время в обществе ходили слухи, что торговцы увеличивают вес и снижают цену на чай, добавляя… овечий помет. Чтобы изменить общественное мнение, ему пришлось нанять лучших блендеров - специалистов, составляющих чайную смесь. Они должны были учесть все нюансы, даже такие, как жесткость воды, которая используется для заварки.
    
В числе достижений Липтона - создание пакетов с чаем в узнаваемой упаковке. Он не ошибся: чай, упакованный в аккуратные пачки с изображением сингалезской красавицы с корзиной на голове, стал своеобразным символом эпохи, а сам Липтон превратился в непременный атрибут масс-культуры своего времени. Он был героем карикатур, скетчей и мюзик-холльных антреприз.
   
"Прямо с плантации - в чашку" - гласил один из первых слоганов, придуманных самим Липтоном. Он красовался на плакатах, расклеенных во всех британских поездах и автобусах, и подтверждался тем, что разгрузка чая в британских гаванях превращалась в настоящее шоу. Ящики с товаром сопровождал сингалезский оркестр, колоритные участники которого плясали и играли на экзотических инструментах.
 
Даже королева Англии Виктория была большой поклонницей этого чая и в 1897 году произвела Липтона в рыцари.
  
Рекламные акции Томаса Липтона всегда были на редкость оригинальны. Он не создавал поводов для рекламирования, а старался увидеть их в любой возможности. Как-то раз Липтону пришлось сопровождать груз чая по Красному морю. Перегруженный корабль вдруг начал тонуть. Чтобы спасти судно, матросы стали выбрасывать тюки с товаром за борт. "Подождите!" - крикнул хозяин компании, схватил красную краску и начал быстро что-то писать на тюках. Через несколько минут волны прибили к берегу тюки с ярко-красными надписями: "Пейте чай Липтон!".
  
В 1901 году Липтон построил яхту, которая на протяжении многих лет участвовала в гонках на Кубок Америки и так ни разу не победила. Липтон даже завоевал титул "самого почетного аутсайдера". Но уже от стремления к победе был определенный успех - коммерческий. Сражения за Кубок Америки были, в первую очередь, акцией, направленной на продвижение торговой марки Lipton в Америке.
  
Lipton06Важным новшеством Липтона было то, что именно липтоновский чай стал первым в мире продаваться в одноразовых пакетиках. Идею разовой заварки в бумажном пакетике придумал американец Том Салливан -  он рассылал своим клиентам партии различных сортов чая в шелковых мешочках в качестве пробников. Томас Липтон решил использовать чайные пакетики из марли, чтобы упростить чайную церемонию.
  
Впервые чайные пакетики появились во времена первой мировой войны. Благодарные солдаты окрестили изобретение "чайными бомбами" - у них появилась возможность в любой момент быстро согреться, выпив горячую чашку чая.
  
К концу 30-х годов марлю постепенно заменяет манильская конопля, или коротко – манила, тонкое волокно, из которого вьют морские канаты.
  
Сэр Томас Джонстон Липтон умер 2 октября 1931 года в Лондоне. Известный чаеторговец не оставил наследников - его личное состояние, оцененное в 1931 году в несколько миллионов фунтов стерлингов, пошло на благотворительные цели. Через несколько лет после его смерти в 1972 году англо-голландский концерн Unilever купил все компании, составлявшие некогда чайную империю Томаса Липтона.
 
 
 
Другие материалы в этой категории: « Эсте Лаудер Тадао Касио »

Оставить комментарий: