Воспитание детей с разным типом темперамента

Оцените материал
(6 голосов)

Типы темперамента детейКаждый ребенок обладает своеобразием и неповторимостью.

  
Если понаблюдать за играющими детьми одного возраста, можно заметить, что в одной и той же ситуации все они ведут себя совершенно по-разному. Один весел, другой безо всякой причины хнычет, один стремиться играть с другими детьми, другой предпочитает одиночество и т.д.
  
Родители одного ребенка сетуют на то, что их малыш слишком подвижен. Другие недовольны, что тот слишком тихий и робкий. Часто можно услышать от родителей: «Мы его не учили. Он с детства у нас такой».
  
Малыш появляется на свет с определенными биологическими свойствами, которые передаются по наследству от родителей или других родственников. К врожденным свойствам личности прежде всего относят тип высшей нервной деятельности – темперамент.
   
Под этим понятием подразумевают сочетание таких особенностей нервной системы, как сила (или слабость), подвижность (или малая подвижность), уравновешенность (или неуравновешенность) нервных процессов. От того, как сочетаются эти характеристики, зависят некоторые особенности поведения детей (поведения, а не характера!).
 
Черты темперамента, хотя они и врожденные, могут поддаваться педагогическому воздействию и в некоторой мере изменяться.
      
Надо отметить, что у любого ребенка можно сформировать положительные черты характера: трудолюбие, аккуратность, отзывчивость и т.д. Но формироваться и проявляться они будут по-разному. Тип высшей нервной деятельности также не характеризует, что делает ребенок (любит строить, дерется, необщителен), - это зависит от условий жизни и воспитания.
 
Существует 4 основных типа высшей нервной деятельности, хотя большинство людей относится не к основным, а к промежуточным типам - всего их 24. Поэтому советуем внимательно узучить все типы - возможно в каждом описании Вы увидете знакомые черты своего малыша и найдете полезный совет.
   
Типы темперамента детей1. Холерик
 
Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.
 
Все реакции ребенка холерика носят ярко выраженный характер. Он не просто смеется, а хохочет, не сердится, а приходит в ярость.
 
Ребенок стремится воздействовать на то, что видит. Он хочет переделать окружающую обстановку в соответствии со своими потребностями, желаниями и при этом проявляет завидную энергию, упорство. Дети холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся исполнить главную роль в игре, организовать товарищей и руководить ими, пытаются даже руководить взрослыми.
 
Все, что требует проявления активности, легко удается детям этого типа, и, наоборот, ситуации, в которых надо сдержать себя, ограничить свои желания, вызывают у них чувство протеста.
 
Кажется, его энергия неистощима: после бурно проведенного дня ребенок отказывается ложиться в постель, требует, чтобы ему рассказали сказку, пытается затеять игру, а после сна сразу же включается в обычный жизненный ритм.
 
В коллективе с такими детьми особенно трудно: они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, обижаются на замечания взрослых.
 
Сложности воспитания возбудимого ребенка усугубляются из-за неправильного отношения к нему взрослых. Чаще всего они пытаются сдержать его активность: «Еще раз полезешь туда - не пойдешь гулять!», «Хватит бегать, сядь на стул!» Подобные воспитательные воздействия обычно безрезультатны: ребенок все равно бегает и лезет везде.
 
Бывает и другая крайность: ребенку позволяется все, лишь бы не плакал. При этом его возбудимость только усугубляется, что в конечном итоге может привести к болезненному состоянию.
 
Так что же делать? Ребенок активен. Нужное или не нужное это качество?
 
Топает по лужам, швыряет камни, отнимает игрушку - все это формы проявления «отрицательной» активности. Любит слушать сказки, с увлечением строит, подает упавшую вещь - это формы проявления «положительной активности». Так вот, если запрещать ребенку быть активным, водить его за руку, читать ему нотации, возможно, отрицательная активность исчезнет, но вместе с ней исчезнет и положительная. Ребенок превратиться или в послушное орудие чужой воли, или в стойкого негативиста - тогда его активность найдет новое, самое неудачное применение: он будет бороться с любыми, даже самыми справедливыми требованиями взрослого (последний вариант встречается довольно часто).
 
Типы темперамента детейЭнергию холерика следует использовать «в мирных целях»: поддерживать любые полезные увлечения, связанные с двигательной активностью (подвижные игры, спортивные развлечения), стремиться так организовать его жизнь, чтобы активность находила полезное применение - тогда для отрицательных форм активности просто не хватит ни сил, ни времени.
 
Ребенок легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия - окрики, шлепки, угрозы, от этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. При внешней неутомимости дети холерики часто перевозбуждаются, но сами свое состояние, разумеется, оценить не могут. Малыш очень хочет спать, поэтому отказывается ложиться и уверяет, что не устал; перегружен впечатлениями, поэтому требует почитать, просится в гости с обещаниями «вести себя тихо-претихо», а в гостях не только шумит, но и капризничает. Во всех этих случаях виноват взрослый, а наказывают малыша. За что? За то, что у него от природы слабый тормозной процесс, а взрослые и не думают считаться с такой особенностью.
 
Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особом, щадящем режиме. Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему: кино, цирк, чтение, телевидение - в особенно умеренных дозах, за 2 часа до сна только спокойные игры и занятия.
 
Поскольку все реакции ребенка холерика ярко выражены, и он до определенного возраста не умеет скрывать свои чувства и намерения, иногда вместо прямого запрета лучше переключить направление энергии ребенка. Вот он стремительно бежит на дорогу. Если крикнуть ему: «Стой!» - этот призыв может оказаться безрезультатным: ведь ребенку трудно немедленно прекратить бег, дополнительное возбуждение от крика, возможно, приведет к еще более быстрому бегу. В подобной ситуации целесообразно изменить направление бега: «Беги быстрее вон к тому дереву!» Вообще любое движение помогает снять эмоциональную напряженность, поэтому к возбудимым детям лучше не применять наказания, связанного с лишением подвижности (сидение на стуле, укладывание в кровать и т.д.)
 
Типы темперамента детейВозбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию сосредоточенного внимания: настольные игры (но не те, где соревнуются!), любые виды конструкторов, выпиливание, рисование, вышивание, лепка - словом, все то, что требует усидчивости.
 
Полезны подвижные игры, правила которых предусматривают внезапную остановку, без права продолжать движение («Замри!»), игры, в которых кто-то (не ребенок-холерик) отдает приказания, а ребенок должен четко их выполнять.
 
Очень хорошо, если ребенок имеет постоянные трудовые обязанности и выполняет их не от случая к случаю, а систематически - это воспитывает умение управлять собой.
 
И конечно, постепенно следует приучать детей к правилам общения: говорить спокойно, ждать своей очереди высказаться, не перебивать того, кто говорит, считаться с чужими желаниями, просить, а не требовать. Выполнять эти правила маленькому холерику очень трудно, и задача взрослого помочь ему одобрением, напоминанием, замечанием. Можно предложить исправить ошибку: «Закрой дверь без стука», «А сейчас спустись с лестницы медленно».
 
Когда возможно исправить последствия несдержанности ребенка, нужно обязательно взыскивать их: извиниться, если нагрубил, починить, если сломал. Но требовать это нужно не сразу, а через некоторое время, когда пройдет возбуждение. С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок.
 
Если ребенок не сразу станет выдержанным, родителям не стоит особенно огорчаться: умение управлять собой приходит с возрастом, но, конечно, приходит только к тем детям, которых учат этому умению.
 
Итак, воспитывая ребенка с возбудимым типом высшей нервной деятельности, необходимо поддерживать и направлять его энергию на полезные дела, исключать из обстановки все, что возбуждает нервную систему, строго соблюдать режим дня, развивать и укреплять процессы торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, знакомить с правилами поведения, принятыми в обществе, добиваться сдержанного поведения, учить управлять собой.
   
Типы темперамента детей2. Сангвиник
 
Ребенок спокойного типа - сангвиник - имеет сильную, подвижную, уравновешенную нервную систему.
 
Внешне дети сангвиники похожи на детей холериков тем, что активны, имеют живую мимику, пользуются жестами, говорят быстро и громко. Но есть одно отличие - у ребенка сангвиника, как правило, ровное, спокойное, жизнерадостное настроение, без резких переходов, свойственных холерикам.
 
Малыш быстро засыпает и легко просыпается, без особых сложностей переходит от подвижных игр к спокойным занятиям и наоборот. Особенность сангвиников - их легкая приспособляемость к любым условиям. Ребенок охотно выполняет установленный порядок дня, подчиняется любым распоряжениям взрослых, выполняет поручения. Дети этого типа легко вступают в контакт с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Сангвиники живо откликаются на все, что видят и слышат, задают много вопросов, одновременно интересуются самыми различными явлениями. Ребенок за короткое время легко осваивается в детском саду, период привыкания к новому режиму длится недолго; утром привели в детсад, а к вечеру он чувствует себя как дома.
 
Общительность, покладистость, жизнерадостность детей располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут скрываться первые проявления не очень-то привлекательных черт характера.
 
Из-за того, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен быстро переключаться с одного занятия на другое. В некоторых обстоятельствах это качество играет положительную роль: ребенок легко включается в новую деятельность, может отказаться, если нужно, от привлекательных действий. В то же время эта пластичность малыша может оборачиваться отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного близкого друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Основное свойство маленького сангвиника - неустойчивость (поведения, интересов, привязанностей). У ребенка быстро формируются привычки, навыки, но столь же быстро они и разрушаются. Поэтому основная задача воспитания ребенка сангвиника - формирование у него устойчивости в широком смысле этого слова.
 
Ребенок послушен. Но разве послушание не может обернуться бедой? Он во всем слушается родителей и также охотно послушается совета случайного прохожего, подростка.
 
Типы темперамента детейУ малыша разнообразные интересы. Хорошо! Но… до определенных пределов. Бесконечно расширяясь, эти интересы неизбежно станут поверхностными. Не случайно дети сангвиники в школе иногда стремятся записаться во все существующие кружки, но ни в одном из них не достигают заметных успехов - не хватает сил, времени. Ребенок охотно берется за любое дело. Прекрасно! Но… оканчивает ли он это дело? Или стремится быстрее прекратить, чтобы взяться за другое, более интересное? Малыш активен: стремиться высказаться, быстрее всех выполнить поручение. Хватает ли у него терпения выслушать других? Способен ли он дать и товарищам возможность как-то проявить себя?
 
В воспитании спокойных детей есть свои сложности, к ним также требуется особый, индивидуальный подход.
 
В отношении сангвиника важно всегда проявлять строгость и требовательность, контролировать его действия и поступки. Как бы ни был мил малыш, взрослому не стоит делать вид, что все в порядке, если в действительности это не совсем так. Снисходительность к «мелким» нарушениям порядка (не убрал игрушки, забыл повесить пальто, разлил и не вытер воду) быстро разрушает привычки, для закрепления которых требуется время.
  
Предположим, вам хочется воспитать у ребенка аккуратность. Эта черта характера формируется у детей с большими трудностями по сравнению с детьми других типов, и вот почему. Вы начали с простого: требуете, чтобы малыш мыл руки перед едой и в определенном порядке складывал одежду. Несколько дней показываете, как это делать, и вам кажется, что уже близки к цели. Но стоит день-два не проследить, как выполняет ребенок эти требования, и вдруг замечаете, что он и рук не моет, и вещи не складывает. Опять придется начинать сначала.
 
Сангвиник быстро устает от однообразия. Привлекательной для него деятельностью он может заниматься долго, но как только наступают моменты, требующие однообразия, (а они неизбежны в любой деятельности) он стремится прекратить эту деятельность.
 
Например, охотно начинает рисовать дерево. Нарисовал ствол, ветки, несколько листочков. Листья рисовать скучно, ребенок говорит: «Хватит, теперь буду рисовать пароход». Нарисовал пароход, начинает его раскрашивать. Штриховка поверхности требует много одинаковых действий, это трудно, и малыш, тщательно заштриховав часть парохода, небрежно, кое-как заканчивает раскраску. Или ребенок умеет одеваться, встал с постели, взял в руки рубашку, но, увидев, свою любимую машину, бросился к ней.
 
Типы темперамента детейВо всех подобных ситуациях от детей обязательно нужно добиваться, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством: не разрешать приниматься за второй рисунок, пока не закончен первый, предложить привести в полный порядок одежду и только после этого приступать к игре. 
 
Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять дополнительные побуждающие и одобряющие стимулы: «Молодец, скоро закончишь, еще немного постарайся!», «Хорошо начал раскрашивать пароход, дальше раскрашивай также - пароход будет как новый!»
 
Небрежно выполненную работу целесообразно предложить сделать заново. Допустим, ребенок кое-как побросал в ящик игрушки. Вместо того чтобы сделать замечание: «Как ты плохо сложил игрушки. Завтра чтобы этого не было!» - лучше сегодня, немедленно добиться результата: «Вынь игрушки из ящика и уложи, как полагается». Можно помочь укладывать игрушки, если ребенок устал и не в настроении, но главное - показать ему конечный результат добросовестных действий.
 
Важно формировать у ребенка устойчивые интересы. Возникший случайно интерес следует всячески поддерживать и развивать, не допуская частой смены деятельности: чуть-чуть порисовал (но ничего не нарисовал), немного повозился с кубиками (но ничего не построил). Привычка за все браться и ничего не добиваться потом может стать свойством характера.
 
И конечно, с малых лет ребенка нужно учить внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные, устойчивые отношения, чтобы новые знакомства не вытесняли старых привязанностей.
 
Таким образом, воспитывая ребенка сангвиника, нужно формировать у него устойчивые привязанности и интересы, приучать доводить до конца начатое дело, обращать особое внимание на качество деятельности, постоянно контролировать поступки и действия ребенка.
 
Типы темперамента детей3. Флегматик
 
Ребенок флегматик - имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему.
 
В раннем детстве это спокойный малыш, который много спит, проснувшись, лежит спокойно, редко плачет, редко смеется. Дети флегматики быстро засыпают, но просыпаются с трудом и после сна остаются некоторое время вялыми. Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут тихо, мимика слабо выражена, нет лишних движений, жестов. Речь тоже особая - неторопливая, с паузами не только между предложениями, но и между словами: «Меня… зовут… Вова!»
 
Малая подвижность нервных процессов накладывает отпечаток на все поведение ребенка. Ему трудно быстро реагировать на любые воздействия, поэтому между вопросом к ребенку и его ответом следует пауза (иногда значительная), прежде чем начать деятельность - период раскачки, внешнего бездействия. Приступив к деятельности, флегматик способен длительное время им заниматься, не уставая от однообразных, повторяющихся действий. А вот внезапно прекратить то, что он начал, ему трудно, особенно в тех случаях, когда предстоит заниматься новым, незнакомым делом.
 
Поведение ребенка флегматика отличается устойчивостью, его трудно вывести из себя. Привычки, навыки формируются долго, но, сформировавшись, становятся прочными. Все новое, непривычное ребенок этого типа воспринимает не сразу. Поступление в детский сад связано с некоторыми сложностями: малыш долго приспосабливается к новому режиму, с трудом расстается с родителями, не принимает участия в играх детей. Флегматики неуютно чувствуют себя в гостях, неохотно знакомятся с новыми людьми (будь то взрослые или дети). В привычной обстановке ребенок без принуждения выполняет правила поведения, справляется со знакомой работой, любое дело выполняет тщательно и аккуратно.
 
Как и всякий ребенок, флегматик имеет свои положительные и отрицательные стороны, связанные с особенностями нервной системы. Положительные стороны - это стремление к усидчивости, тщательности, добросовестности, надежности во всех проявлениях; отрицательные - вялость, низкая активность, замедленный темп действий.
 
При воспитании детей флегматиков взрослые особенно часто допускают ошибки. Главная из них - предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Родители детей редко задумываются над тем, что их ребенок, проигрывая в темпе, выигрывает в чем-то другом, более важном, и без конца подчеркивают его недостатки: «Опять копаешься! Сколько тебя можно ждать! Снова последний!»
 
Типы темперамента детейОкрики, угрозы, поторапливание еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Скорее наоборот: такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее влияние на ребенка, и, вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Например, ребенок, по мнению мамы, медленно натягивает колготки. «Быстрее, не возись!» - говорит ему мама, а движения ребенка становятся еще более замедленными. «Вечно ты делаешь мне назло!» - возмущается мама, и напрасно: никакого «зла» нет, есть нормальная реакция ребенка флегматика на сильное раздражение.
 
Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него быстрый темп. Как правило, это всегда связано с привлекательной для него деятельностью: «Быстро уберешь игрушки - пойдем в кино!» - обещает папа, и малыш, для которого уборка игрушек обычно превращается в бесконечное дело, за несколько минут убирает их. А на следующий день опять длительная, с неоднократными напоминаниями та же самая уборка игрушек. «Он назло медленно убирает», - делает вывод папа, и несправедливо: здесь тоже нет «зла» - просто быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики.
 
Другая серьезная ошибка взрослых - стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий. Он вяло одевается - на помощь спешит мама, медленно убирает игрушки - бросается на выручку папа, замешкался еще с чем-то - подходит бабушка. Если каждый раз взрослый будет оказывать подобную помощь, малыш вообще никогда не станет подвижным: ведь скорость может появиться только тогда, когда хорошо усвоены определенные навыки. Умение обслуживать себя нужно каждому ребенку, а флегматику особенно.
 
Малышу приятно быть быстрым, однако дети флегматики на предложения типа: «Кто быстрее оденется?» - нередко отвечают: «А я не хочу быстро одеваться». Это «не хочу» скорее свидетельствует о «не могу». Из-за того, что у детей, во-первых, замедленные движения, во-вторых, редко удается самостоятельно достичь цели (мешают взрослые), в-третьих, слышат бесконечные упреки и укоры в медлительности, у флегматиков может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего, что связано со словом «быстро».
 
Типы темперамента детейВажно набраться терпения и с самого малого возраста учить медлительного ребенка правильным приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда. На первых порах это будет отнимать у взрослого много времени, но труд окупится сторицей. Главное - не торопить ребенка. После многократных упражнений, когда малыш овладеет правильными приемами самообслуживания, другими видами деятельности, можно подумать и об ускорении темпа обучения.
 
Как уже говорилось выше, если сама деятельность или ее результаты, или последствия очень привлекают детей, они способны проявлять усилия, чтобы действовать быстрее. Медлительному ребенку нужно создавать специальную обстановку, ставить его в условия, когда проявление расторопности, собранности просто необходимо: «Сейчас придет с работы папа, давай скоренько накроем на стол», «Постарайся быстрее одеться, тогда успеем в зоопарк». Почаще следует хвалить флегматика за скорые действия: «Ты уже научился убирать игрушки. Молодец!» Иногда можно удивиться его действиям: «Ты уже почти оделся?»
 
Неплохо призвать на помощь будильник и выполнять привычные бытовые дела «до звонка». В первое время лучше, чтобы звонок звонил лишь после того, как дело сделано, - ребенку нужно поверить в свои возможности. В дальнейшем можно постепенно сокращать отведенное время на 1-2 минуты, звонок иногда может и побеждать.
 
Полезны любые игры соревновательного характера, типа «Кто быстрее?» (соберет, сложит, рассыплет, донесет), но и тут взрослый иногда должен проигрывать малышу, а если игра идет с более быстрыми детьми, помочь медлительному ребенку победить.
 Типы темперамента детей
Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры. Взрослым бывает приятно, что малыш не бегает, сидит на одном месте и перекладывает игрушки с места на место, а для ребенка это вредно: и движения не развиваются, и реакции остаются замедленными, и игровая деятельность не совершенствуется.
  
Флегматиков следует побуждать к движениям, заниматься с ними гимнастикой, разучивать подвижные игры, учить ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать, бегать. Для развития умения приспосабливаться к непривычным условиям полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, связанные с необходимостью пойти, например, к соседям, знакомым, а когда станет постарше – в магазин.
  
Если флегматика постоянно не побуждать к активности, у него может сформироваться такая черта, как лень. Этого не случиться, если следить, чтобы малыш всегда был занят игрой, трудом, конструированием, рисованием, а в режиме дня вообще не оставалось времени для безделья.
 
Когда ребенок приступает к делу, его нельзя оставлять одного. В таком случае период «раскачки» может затянуться. Вот ребенок взял карандаш и бумагу, сидит и смотрит на лист. Дав ему немного подумать, следует сказать: «Начинай рисовать!» А когда деятельность начата, взрослый может оставить ребенка, чтобы тот продолжал действовать самостоятельно. Детям трудно не только начинать, но и прекращать деятельность, поэтому не стоит резко обрывать малыша: «Хватит играть - пора ужинать», а предупредить за несколько минут: «Скоро будем ужинать - заканчивай игру».
 
Флегматики иногда не сразу выполняют распоряжение взрослого, но связано это не с отсутствием послушания. «Надень шапку!» - говорит мама, малыш как будто не слышит. «Сейчас же надень шапку!» - мама повышает голос, но эффект прежний. «Кому я сказала: надень шапку!» - кричит мама, и ребенок надевает. «Ну, вот! Сто раз тебе нужно говорить!» - упрекает мать его. Между тем, если бы после первого указания у мамы хватило терпения подождать, ребенок выполнил бы распоряжение - просто осознание словесного указания требует некоторого времени и только после это следует ответное действие.
 
Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным, ловким ребенком, но и здесь необходим некоторый контроль взрослого: ведь может случиться так, что, попав под влияние более энергичного товарища, ребенок флегматик утратит инициативу, станет выполнять любые его распоряжения. Приветствуя подобную дружбу, поощряя подвижные игры детей, стоит подсказать детям: «Командиром нужно быть по очереди. Тебя уже догоняли, теперь ты догоняй». Почаще приглашайте сверстников малыша.
 
Итак, в воспитании малоподвижного ребенка главное: развивать интерес к движению, формировать трудовые навыки, следить, чтобы сын или дочь всегда были заняты, привлекать их к деятельности в коллективе, учить посредством игр, занятий ускорять темп действий, поощрять любые, самые малые проявления быстроты, подвижности, расторопности.
 
Типы темперамента детей4. Меланхолик
 
Дети со слабой нервной системой - меланхолики - отличаются повышенной чуткостью, ранимостью. Слабость нервных процессов не означает неполноценности. Просто у этих детей слишком сильная реакция на слабые раздражители, быстро наступающее утомление нервных клеток, слабые процессы возбуждения и торможения.
 
Меланхолик - это тип ребенка, о котором говорят, что "его не видно и не слышно". Он не кричит, а попискивает, не смеётся, а улыбается, не просит, а жалобно взирает на желаемое, малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений, ему не свойственно активно включаться в разговор, демонстрировать свои знания и умения (даже если малыш хорошо читает стихи, он откажется читать их в гостях). Наоборот, имея хорошие знания, ребенок при ответе на вопрос путается, говорит тихо, нерешительно, запинается. Он склонен к играм в одиночестве или с товарищем, которого хорошо знает, шумные сверстники его утомляют. Чувства меланхолика глубоки, длительны, но внешне почти не выражаются, что иногда вводит взрослых в заблуждение.
 
Например, когда в резкой форме высказывается недовольство поведением ребенка, он молча, безразлично относится к этому и не выражает раскаяния. В подобной ситуации можно сделать вывод: «Ему говорить бесполезно - все равно не понимает!» На самом деле все обстоит по-другому: именно потому, что у ребенка возникли сильные чувства, он находиться как бы в заторможенном состоянии и поэтому не говорит ни слова. Взрослый забудет о происшедшем, а меланхолик будет длительное время помнить об этом, по-своему переживать, возможно, плохо спать.
 
Поскольку нервная система не выдерживает длительных раздражителей, дети быстро устают - от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим ещё более усиливает усталость. Например, ребенку читают сказку. Через некоторое время он начинает смотреть по сторонам. «Слушай внимательно, - говорит бабушка, - потом расскажешь, о чем я читала». Ребенок некоторое время слушает, потом вновь отвлекается. «Не смотри по сторонам, слушай!» - требует бабушка. Малыш сидит смирно, но… уже ничего не слышит, не понимает и, конечно, пересказать не может. «Бестолковый! Совсем без памяти!» - возмущается бабушка, но память здесь не причем. Резкий тон, принуждение подавляют и без того малую активность меланхолика.
 Типы темперамента детей
У детей с трудом формируются навыки, долго не складываются привычки, но всё, что у них удаётся сформировать, отличается прочностью, надёжностью, устойчивостью и не требует дополнительного  контроля.   Например, если ребенок приучен перед сном ставить тапочки возле коврика, никакие препятствия в лице мамы, которая спешит уложить сына, папы, который погасил свет, не помешают малышу встать с постели и поставить тапочки точно так, как они стоят всегда.
 
Из-за этой особенности (устойчивости всех проявлений) ребенка его крайне трудно переучивать. Допустим, неправильно держит ложку – потребуется много сил, времени, терпения взрослых, чтобы научить держать ложку правильно.
 
Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность - основные недостатки ребёнка меланхолика. В то же время он имеет такие ценные свойства, как чуткость, отзывчивость на воздействия, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.
 
В воспитании ребенка меланхолика необходимо, прежде всего, придерживаться принципа постепенности. Малыш не переносит сильных раздражителей - нужно ли их исключать? Да, нужно ограничивать и шум, и новые знакомства, и количество игрушек, но в то же время надо приучать ребенка не пугаться небольшого шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, учить активно действовать с новой игрушкой.
 
Малыш любит играть один. Если неожиданно привести к нему детей, совместной игры все равно не получится: сверстники будут играть, а меланхолик найдет место подальше от них. Так что же, пусть играет один? Нет, это тоже не выход: постоянное одиночество вызывает излишнюю сосредоточенность на своих чувствах, переживаниях, и, кроме того, когда-то ребенку все равно придется учиться общению. Для начала достаточно пригласить в дом одного, желательно не слишком шумного товарища и совместно со взрослым организовать игру детей. Когда ребята разыграются, взрослый может незаметно выйти из игры. Только после того, как ребенок научится играть вдвоем, можно расширять круг его знакомств.
 
Типы темперамента детейДети с большими трудностями входят в коллектив, долго не могут привыкнуть к режиму дня в детском саду, плачут, отказываются от игр, занятий, бывает, что вообще длительное время не отвечают на вопросы взрослых и детей в учреждении. Зная особенности своего ребенка, необходимо сообщить о них воспитателю. Прежде чем отвести его в детский сад, вместе с ним 2-3 раза пойти туда «в гости». Не стоит думать, что если ребенок плачет, отказывается идти в детский сад, то ему там плохо. Для меланхолика все новое «плохое», а ведь ему особенно полезен коллектив детей, иначе впоследствии он долго не сможет привыкнуть к школе. Просто в первое время пребывания ребенка в детском саду ему нужно уделять больше внимания: давать с собой из дома любимую игрушку, рассказывать о том хорошем, интересном, что есть в детском саду, если не хочет, не заставлять играть с товарищами. Постепенно ребенок привыкнет и сам захочет делать все, что делают другие дети, а еще через некоторое время он вообще ничем не будет отличаться от всех - и слезы исчезнут, и друзья появятся. Без особой необходимости не стоит такого ребенка переводить в новое учреждение (детский сад, школу).
 
Дети со слабой нервной системой требуют особо бережного обращения: на них нельзя повышать голос, проявлять к ним чрезмерную требовательность, наказывать - все эти меры вызывают нежелательную реакцию. Дети, о которых идет речь, отличаются внушаемостью, поэтому целесообразно пользоваться данной особенностью для закрепления положительных чувств: «В детском саду хорошие дети», «Ты уже научился надевать пальто, скоро научишься застегивать пуговицы». Ни в коем случае нельзя подчеркивать недостатки ребенка: «Ты плакса, ты ничего не умеешь, ты хуже всех рисуешь». В силу внушаемости у ребенка может появиться стойкая неуверенность в своих силах, а он и без того особой уверенностью не отличается. Говорить с детьми нужно мягко, убеждающее, но уверенно, определенно. Если мама, например, говорит: «Ну, ничего, завтра суббота, побудешь дома, а сегодня пойдешь в детский сад, ладно?» - у ребенка, естественно, возникает мысль: «А может быть, и сегодня можно не пойти?» - и начинает хныкать. Лучше сказать: «Скорее собирайся, чтобы мы с тобой не опоздали в детский сад», - ребенку будет легче преодолеть свое нежелание.
 
Типы темперамента детейДетям-меланхоликам особенно полезно заниматься спортом: это не только развивает движения, но и учит преодолевать трудности, проявлять упорство, стойкость. По возможности требуется разнообразить жизнь ребенка: ходить с ним в гости, в зоопарк, на детскую площадку с аттракционами. Привлекая к участию в делах не очень-то приятных, с точки зрения ребенка, необходимо вызывать у детей положительные эмоции (иначе любая полезная деятельность или занятие окажутся бесполезными для воспитания): «Пойдем в гости к Сереже - у него живет птичка!», «Кататься на лыжах пойдете с папой!», «Пойдем в магазин - ты сам себе выберешь игрушку!»
 
Для воспитания работоспособности очень хорошо, если взрослый вовремя приходит на помощь ребенку, помогает действиями и советами: «Ты устал? Теперь буду строить я, а ты посмотри. Подай вон тот кубик! Помоги, я здесь никак не удержу!» Постепенно, незаметно для себя, ребенок вновь включается в строительство и вместе с папой доводит постройку до завершения.
 
Воспитывая ребенка со слабой нервной системой, необходимо развивать у него стремление к активности (активность движений, речи, чувств), привлекать к совместному со взрослыми труду, развивать общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности, поддерживать положительные эмоции, проявлять по отношению к ребенку доброжелательность, чуткость.
   
  
  

Оставить комментарий: